ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (микроэкономика)
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (микроэкономика)

 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности:
1-26 01 03 Государственное управление и экономика

Учебная программа составлена на основе Образовательного стандарта высшего образования (первая ступень), утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.12.2013 г. № 141 и учебного плана специальности 1-26 01 03 Государственное управление и экономика

Учебная программа по дисциплине «Экономическая теория» разработана для обучающихся на I ступени высшего образования по специальности 1-26 01 03 Государственное управление и экономика.
Целями изучения учебной дисциплины «Экономическая теория» являются формирование у студентов экономического мышления, получение глубоких знаний об экономической жизни общества, о методах и законах ее развития.
Основные задачи изучения учебной дисциплины: усвоение основных понятий и категорий экономической теории; изучение законов поведения людей в экономической жизни общества; формировании умения прогнозировать развитие объективных экономических процессов и принятия управленческих решений; изучение способов разрешения поставленных экономических проблем с помощью инструментов экономической политики; развитие навыков углубленного анализа экономических проблем и противоречий в современной экономике.
В результате изучения учебной дисциплины «Экономическая теория» студент должен развить и закрепить следующие академические (АК) и социально-личностные (СЛК) компетенции:
АК-1 – уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;
АК-2 – владеть системным и сравнительным анализом;
АК-3 – владеть исследовательскими навыками;
АК-6 – владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;
АК-7 – иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером;
АК-8 – обладать навыками устной и письменной коммуникации;
АК-9 – уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни;
СЛК-1 – обладать качествами гражданственности;
СЛК-2 – быть способным к социальному взаимодействию;
СЛК-3 – обладать способностью к межличностным коммуникациям;
СЛК-5 – быть способным к критике и самокритике;
СЛК-6 – уметь работать в команде;
СЛК-7 – владеть иностранным языком на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность;
СЛК-8 – уметь работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;
СЛК-9 – владеть основными методами, способами и средствами получения информации;
обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
Управленческая деятельность
Планирование и прогнозирование
ПК-1 – выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и затраты, последствия принятого управленческого решения;
ПК-2 – владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в условиях неопределенности и рисков;
ПК-3 – разрабатывать и использовать математические, эконометрические и имитационные модели при решении управленческих задач.
Регулирование деятельности:
ПК-4 – ориентироваться в системе государственного управления,
государственного регулирования экономики и деятельности организации;
ПК-5 – участвовать в разработке нормативных правовых актов, методического обеспечения по реализации государственной политики:
ПК-6 – адаптировать лучший зарубежный опыт государственного управления к своей профессиональной деятельности.
Организация деятельности:
ПК-10 – моделировать и оптимизировать бизнес-процессы организации;
ПК-12 – анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные управленческие решения в области финансов, инвестиций, кредита;
ПК-16 – организовать информационно-методическую поддержку и сопровождение управленческих решений.
Мотивация
ПК-18 – Разрабатывать мероприятия, стимулирующие рациональное использование ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов.
Контроль
ПК-19 – ориентироваться в правовой системе республики и использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности;
ПК-20 – оценивать выполнение программ, прогнозов, планов и проектов;
ПК-22 – оценивать эффективность использования государственного имущества.
Экономическая деятельность
Оценка экономических ресурсов организации, региона и эффективности их использования
ПК- 23 – рассчитать показатели, характеризующие состояние и эффективность использования ресурсов;
ПК-24 – определить показатели эффективности инновационной и инвестиционной деятельности;
Разработка и экономическое обоснование программ, планов, бюджетов, проектов
ПК-26 – применять методы прогнозирования, планирования в процессе подготовки программ, прогнозов и планов;
ПК-27 – собрать, анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей;
ПК-30 – сделать экономическое обоснование инвестиционных решений, разработать бизнес-планы организации, инвестиционных проектов и провести их экспертизу.
Экономический анализ
ПК-31 – анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
ПК-32 – сделать комплексный анализ и дать оценку социально-экономической ситуации в республике, хозяйственной деятельности коммерческих организаций;
ПК-34 – проводить анализ основных тенденций развития мировой экономики и применять полученные результаты при определении приоритетных направлений развития внешнеэкономических связей республики, региона, организации;
ПК-35 – выявлять резервы повышения эффективности деятельности организации.
Для приобретения профессиональных компетенций в результате изучения учебной дисциплины «Экономическая теория» студент должен
знать: основные понятия и категории экономической теории; инструментарий микро- и макроэкономического анализа, современные подходы в исследовании экономических проблем; закономерности поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов в процессе функционирования экономической системы; причины неэффективности рыночного механизма и особенности функционирования экономических субъектов в условиях неопределенности и риска; основные макроэкономические показатели, статические и динамические модели макроэкономического развития; наиболее значимые экономические факторы, определяющие направления, цели, инструменты, возможности экономической политики государства; современные концепции макроэкономики, необходимые для понимания теорий экономического роста и направлений совершенствования макроэкономической политики; факторы, влияющие на динамику национальной экономики, взаимосвязи национальной и мировой экономики, особенности экономической политики в условиях открытой экономики; концепции и направления рыночных преобразований, роль государства в трансформационной экономике; основные экономические проблемы и их особенности в Республике Беларусь на современном этапе;
уметь: применять экономические понятия и категории при анализе системы функционирования национальной экономики; использовать основные микро- и макроэкономические модели для решения задач и анализа экономических ситуаций; выявлять основные факторы, определяющие величину национального дохода, занятость ресурсов, уровень цен и возможности экономического роста страны; анализировать конкретные экономические проблемы, давать оценку экономическим ситуациям, объяснять причины важнейших экономических явлений; прогнозировать развитие микро- и макроэкономических процессов в будущем; выявлять возможности и последствия макроэкономического регулирования экономических систем с помощью инструментов денежно-кредитной и фискальной политики; применять инструментарий экономической теории для исследования практических экономических проблем, выбирать наиболее эффективные способы решения экономических задач, встающих перед специалистом в области управления;
владеть: разработкой и обоснованием управленческих решений в области государственного регулирования социально-экономических процессов на микро- и макроэкономическом уровнях; навыками применения в практической деятельности теоретических знаний и умений в области выявления основных закономерностей функционирования экономики; навыками оценки соотношения планируемого результата и затрачиваемых ресурсов; навыками определения социальных, политических, экономических закономерностей и тенденций; экономическим обоснованием управленческих решений и принятием рациональных управленческих решений.
При организации обучения используются традиционные методы преподавания учебной дисциплины: лекции, практические занятия, семинарские занятия, а также элементы самостоятельной работы студентов. При чтении лекций используются современные информационные ресурсы (компьютерные презентации), для обмена информации со студентами – интерактивные ресурсы в локальной компьютерной сети вуза и Интернет.
Чтение лекций предусматривает систематизированное изложение тем учебной дисциплины с учетом современных научных достижений.
В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих при изучении учебной дисциплины вовлечению студентов
в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить: проблемное обучение (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы); коммуникативные технологии, основанные на активных формах и методах обучения (мозговой штурм, дискуссия, спор-диалог и др.); игровые технологии (ролевые, имитационные игры); метод анализа конкретных ситуаций.
Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется в процессе практических занятий путем выполнения письменных контрольных заданий (в том числе тестовых), а также путем проверки способности студентов решать конкретные практические ситуации, в процессе проведения семинаров – путем устного опроса.
Средства обучения: учебники и учебные пособия, практикумы, конспекты, раздаточный материал, средства мультимедиа.
Методы воспитания: методы формирования сознания личности (беседа, лекция, диспут, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «Экономическая теория» включает: освоение теоретического материала на основе лекций, основной и дополнительной литературы, публикаций в периодических изданиях; подготовку к семинарским занятиям в индивидуальном и групповом режимах, изучение хрестоматийной литературы и нормативных документов по темам учебной дисциплины с последующим обсуждением на практических занятиях и семинарских занятий и решением ситуационных задач; изучение специальной литературы, подготовку сообщений и докладов к практическим занятиям, научных работ конференциям. Самостоятельная работа осуществляется в том числе, в виде выполнения индивидуальных расчетных заданий с консультациями преподавателя; подготовки рефератов и компьютерных презентаций по индивидуальным темам. Знания и умения, полученные студентами при изучении учебной дисциплины «Экономическая теория», необходимы при освоении последующих учебных дисциплин: «Государственное управление и экономика», «Экономика предприятия», «Внешнеэкономическая деятельность».

РАЗДЕЛ 2. МИКРОЭКОНОМИКА
Тема 2.1 Введение в микроэкономику
Предмет микроэкономики. Принятие решений субъектами рынка в условиях экономического выбора. Концепция экономического рационализма. Роль цен в размещении ресурсов.
Применение и границы микроэкономической теории. Микроэкономическая теория и практика.
Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ.
Тема 2.2 Теория поведения потребителя
Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: кардинализм (количественный подход) и ординализм (порядковый подход).
Аксиомы ординалистского подхода. Функция полезности и кривые безразличия потребителя. Карта кривых безразличия. Свойства кривых безразличия. Предельная норма замещения.
Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства. Наклон бюджетной линии.
Графическая интерпретация равновесия потребителя.
Изменение цены товара и сдвиги бюджетной линии. Кривая «цена–потребление». Построение кривой индивидуального спроса. Кривые «цена–потребление» и кривые спроса для различных видов благ.
Изменение дохода потребителя и сдвиги бюджетной линии. Кривая «доход–потребление». Сдвиги кривой индивидуального спроса. Кривые «доход–потребление» для различных видов благ. Кривые Энгеля.
Эффект дохода и эффект замещения. Изменение цены товара и изменение относительной цены и реального дохода. Совокупный эффект цены. Влияние эффекта дохода и эффекта замещения на величину спроса на различные виды благ при изменении цены.
Рыночной спрос и построение кривой рыночного спроса.
Тема 2.3 Рыночное поведение конкурентных фирм
Совершенная конкуренция, ее основные признаки. Спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента.
Равновесие фирмы – совершенного конкурента в краткосрочном периоде (минимизация убытков, максимизация прибыли). Два подхода в анализе: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками, принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками. Предельные издержки и кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде. Отраслевое предложение в краткосрочном периоде.
Равновесие фирмы – совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Долгосрочное предложение в конкурентной отрасли. Предложение отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками в долгосрочном периоде.
Совершенная конкуренция и эффективность.
Тема 2.4 Чистая монополия
Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации. Виды монополии. Монопсония.
Спрос на продукт и предельный доход монополиста. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулируемая монополия.
Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.
Тема 2.5 Монополистическая конкуренция
Основные черты монополистической конкуренции. Дифференциация продукта.
Равновесие фирмы – монополистического конкурента в краткосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков).
Равновесие фирмы – монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Безубыточность фирм.
Монополистическая конкуренция и эффективность. Избыточные производственные мощности.
Неценовая конкуренция. Дифференциация и усовершенствование продукта. Реклама. Издержки неценовой конкуренции.
Тема 2.6 Олигополия
Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.
Типология моделей олигополии. Модель, основанная на кооперативной стратегии (модель картеля). Модели, основанные на некооперативной стратегии: модели с последовательным принятием решений (модель лидерства по ценам, модель лидерства по объему выпуска), модели с одновременным принятием решений (модель с одновременным установлением объемов выпуска, модель с одновременным установлением цен – ценовые войны).
Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель с ломаной кривой спроса.
Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии.
Олигополия и эффективность.
Рыночная власть, ее источники. Монополизм. Показатели монопольной власти.
Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь.
Тема 2.7 Рынок труда
Рынки ресурсов. Спрос на ресурсы: общий подход. Предельный продукт и предельная доходность ресурса. Предельные издержки ресурса.
Кривая спроса фирмы на ресурс. Рыночный спрос на ресурсы. Эластичность спроса на ресурсы. Неценовые факторы спроса на ресурсы.
Структура рынков ресурсов. Совершенная и несовершенная конкуренция на рынках ресурсов.
Рынок труда. Функционирование конкурентного рынка труда. Спрос на труд. Предельный продукт труда и факторы, его определяющие. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Равновесие конкурентного рынка труда и его эффективность.
Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции. Модель монопсонии. Модели с учетом профсоюзов. Двусторонняя монополия. Равновесие на рынке труда в долгосрочном периоде.
Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы заработной платы. Дифференциация заработной платы. Причины различий в заработной плате: разнородность работников (теория человеческого капитала), разнородность рабочих мест, иммобильность, дискриминация. Уровень и качество жизни. Минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума. Доходы населения и проблемы их распределения. Факторы, определяющие доходы населения. Номинальные и реальные доходы. Проблема неравенства в распределении доходов. Проблема бедности. Количественное определение неравенства. Децильный и квинтильный коэффициенты. Кривая Лоренца.
Влияние глобализации и научно-технического развития на мировой рынок труда.
Особенности рынка труда в Республике Беларусь.
Тема 2.8 Рынок капитала. Предпринимательская способность и экономическая прибыль
Рынок капитала и его структура. Физический и денежный капитал.
Рынок капитальных благ. Движение капитала. Основной и оборотный капитал. Физический и моральный износ основного капитала. Валовые инвестиции, амортизация, чистые инвестиции.
Рынок ссудного капитала и ссудный процент. Спрос и предложение заемных средств. Временные предпочтения. Ставка ссудного процента. Номинальная и реальная ставка процента. Экономические основы дифференциации ставок процента.
Краткосрочный и долгосрочный спрос на инвестиции. Влияние ставки процента на принятие решений по долгосрочным инвестициям. Дисконтирование стоимости будущих доходов. Критерий чистой дисконтированной стоимости и принятие решений по долгосрочным инвестициям.
Рынок ценных бумаг. Цены и доходы на рынке ценных бумаг.
Особенности рынка капитала в Республике Беларусь.
Предпринимательская способность как фактор производства. Экономическая прибыль как разновидность факторного дохода. Нулевая прибыль. Функции экономической прибыли.
Источники экономической прибыли. Роль фактора неопределенности в формировании экономической прибыли. Неопределенность, риск и прибыль. Неопределенность, инновации и прибыль. Монопольная прибыль.
Тема 2.9 Рынок земли
Земля как фактор производства. Ограниченность земли. Земля как возобновляемый природный ресурс: естественное и экономическое плодородие почвы.
Земельная рента как цена за использование земли. Определение размера ренты в условиях конкуренции. Экономическая рента. Рента и арендная плата. Цена земли.
Разнокачественность земельных участков и дифференциальная рента.
Формирование рынка земли в Республике Беларусь.
Тема 2.10 Общее равновесие и общественное благосостояние
Частичное и общее равновесие. Взаимосвязи в изменениях на рынках продуктов и ресурсов.
Эффективность обмена. Обмен на диаграмме Эджуорта. Критерий оптимальности обмена по Парето. Кривая контрактов. Кривая потребительских возможностей. Конкурентное равновесие потребителей. Эффективность обмена и справедливость.
Эффективность производства. Производство на диаграмме Эджуорта. Критерий оптимальности производства по Парето. Кривая производственных контрактов. Конкурентное равновесие производителей. Кривая производственных возможностей.
Эффективность структуры выпуска продукции. Критерий оптимальности структуры выпуска по Парето.
Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние. Критерии оценки общественного благосостояния.
Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования.
Тема 2.11 Теория внешних эффектов
Внешние эффекты. Общественные и частные издержки и выгоды. Положительные и отрицательные внешние эффекты и проблема эффективного размещения ресурсов в рыночной экономике.
Причины существования внешних эффектов. Интернализация внешних эффектов: роль спецификации прав собственности и трансакционных издержек. Теорема Коуза.
Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии.
Использование теории внешних эффектов в экономической практике. Административные методы природоохранного регулирования. Рынок прав на загрязнение окружающей среды. Киотский протокол.
Особенности государственного регулирования внешних эффектов в Республике Беларусь.
Тема 2.12 Информация, неопределенность и риск в экономике
Полная информированность экономических субъектов как условие экономического оптимума. Выбор в условиях неопределенности. Понятие асимметричной информации.
Рынки с асимметричной информацией. Отрицательный отбор. Реакция рынка на отрицательный отбор. Роль рыночных сигналов в преодолении информационной асимметрии. Виды рыночных сигналов.
Моральный риск. Проблема «принципал-агент». Проблема нанимателя и нанятого. Гарантии и поручительства. Моральный риск и рынок страхования.
Асимметричная информация как причина государственного микроэкономического регулирования.
Тема 2.13 Общественные блага
Чистые частные и чистые общественные блага. Свойства общественных благ.
Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный (суммарный) спрос на общественные блага.
Производство общественных благ через кооперацию товаропроизводителей (частное предложение общественных благ) и проблема «безбилетников». Роль государства в обеспечении предложения общественных благ. Понятие общественного выбора.

Примерный перечень вопросов к экзамену по разделу
«Микроэкономика»

1. Предмет микроэкономики. Концепция экономического рационализма.
2. Применение и границы микроэкономической теории. Микроэкономическая теория и практика
3. Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ.
4. Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: кардинализм (количественный подход) и ординализм (порядковый подход)
5. Функция полезности. Аксиомы ординалистского подхода. Кривые безразличия потребителя и их свойства. Предельная норма замещения
6. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства. Наклон бюджетной линии
7. Графическая интерпретация равновесия потребителя
8. Изменение дохода потребителя и сдвиги бюджетной линии. Кривые «доход-потребление» и типология экономических благ.
9. Кривая «цена потребление». Кривые Энгеля. Построение кривой индивидуального спроса.
10. Эффект дохода и эффект замещения.
11. Типы конкуренции и основные рыночные структуры
12. Основные признаки совершенной конкуренции. Совершенно конкурентная фирма
13. Краткосрочное равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции. Принцип максимизации прибыли
14. Равновесие фирмы – совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Долгосрочное предложение в конкурентной отрасли
15. Совершенная конкуренция и эффективность
16. Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации. Виды монополии
17. Спрос на продукт и предельный доход монополиста
18. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах. Монопсония
19. Чистая монополия и эффективность
20. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия
21. Характеристика рынка монополистической конкуренции
22. Равновесие фирмы – монополистического конкурента в краткосрочном периоде
23. Равновесие фирмы – монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Издержки монополистической конкуренции
24. Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии
25. Типология моделей олигополии
26. Модели, основанные на кооперативной стратегии: модель картеля.
27. Модели, основанные на некооперативной стратегии: модель дуополии Курно.
28. Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель ломаной кривой спроса
29. Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии
30. Рыночная власть, ее источники. Монополизм. Показатели монопольной власти
31. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь
32. Рынки ресурсов и их особенности.
33. Рынок труда: понятие, функции, принципы функционирования
34. Рынок труда при совершенной и несовершенной конкуренции
35. Заработная плата. Формы и системы заработной платы
36. Особенности рынка труда в Республике Беларусь
37. Рынок капитала и его структура.
38. Основной и оборотный капитал. Физический и моральный износ основного капитала. Валовые инвестиции, амортизация, чистые инвестиции
39. Рынок ссудного капитала и ссудный процент. Спрос и предложение заемных средств. Временные предпочтения. Ставка ссудного процента
40. Номинальная и реальная ставка процента. Дисконтирование. Критерий чистой дисконтированной стоимости и принятие решений по долгосрочным инвестициям
41. Рынок ценных бумаг. Цены и доходы на рынке ценных бумаг.
42. Особенности рынка капитала в Республике Беларусь
43. Предпринимательская способность как фактор производства. Экономическая прибыль как разновидность факторного дохода
44. Земля как фактор производства. Ограниченность земли. Естественное и экономическое плодородие почвы
45. Земельная рента как цена за использование земли. Экономическая рента. Рента и арендная плата
46. Разнокачественность земельных участков и дифференциальная рента
47. Земельные отношения в Республике Беларусь
48. Частичное и общее экономическое равновесие
49. Конкурентное равновесие и эффективность
50. Экономическая эффективность и социальная справедливость
51. Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования
52. Сущность внешних эффектов
53. Формы проявления внешних эффектов и их последствия
54. Интернализация внешних эффектов
55. Использование теории внешних эффектов в экономической практике
56. Несовершенная информация на рынках. Неопределенность
57. Выбор в условиях неопределенности. Поведенческие модели выбора
58. Действия экономических субъектов в условиях неопределенности. Риск и способы его снижения.
59. Рынки с асимметричной информацией. Отрицательный отбор. Рыночные сигналы и их роль в преодолении информационной асимметрии
60. Рынок страхования. Моральный риск. Проблемы «принципал-агент», нанимателя и нанятого
61. Сущность общественных благ
62. Классификация смешанных общественных благ
63. Особенности спроса на общественные блага
64. Производство общественных благ: возможности рынка и государства

 Основная литература:
1. Экономическая теория: учебник / И.И. Новикова [ и др. ] под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск : ТетраСистемс, 2014. – 464 с.
2. Макроэкономика : учебник / И.В. Новикова [ и др. ] под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск : ТетраСистемс, 2014. – 384 с.
3. Микроэкономика: учебник / И.В. Новикова [и др. ] под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск : ТетраСистемс, 2014. – 448 с.
4. Экономическая теория: курс интенсивной подготовки / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: Тетралит, 2013. – 400 с.
5. Микроэкономика: курс интенсивной подготовки / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: Тетралит, 2014. – 272 с.
6. Макроэкономика: курс интенсивной подготовки/ И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: Тетралит, 2013. – 304 с.
7. Экономическое развитие: модели рыночной экономики : учеб. пособие / И.В. Новикова, А.Ю. Семенов, Т.В. Максименко-Новохрост. – Минск: Тетрасистемс, 2014. – 224 с.
8. Экономическая теория: учеб. пособие: в 2 ч. Ч.1/ И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: Акад.упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 261с.
9. Экономическая теория: учеб. пособие: в 2 ч. Ч.2/ И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Минск: Акад.упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 230 c.
10. Экономическая теория : учеб. пособие / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой. – Минск : Тетралит, 2014. – 352 с.